«

»

Ноя 19 2015

Родителям о подростках

Особенности подросткового возраста. Трудности общения родителей и подростков.

Подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Именно в это время становления личности ребенок становится «трудным». Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости.

В классической литературе по возрастной психологии: начинается в 11 лет у девочек, 12 у мальчиков, заканчивается в 14 и 16 лет соответственно.

Некоторые учёные объединяют подростковый и юношеский возраст (до 21 года).

Начало подросткового возраста знаменуется кризисом 13 лет, который связан с половым созреванием.

Сущность кризиса: развитие психики опережает условия, которые предъявляет окружение (характер семейного воспитания, тип взаимодействия со взрослыми и сверстниками).

Ведущая деятельность: общение

Основное предкризисное образование – чувство взрослости – это представление подростка о себе как о взрослом человеке.

Внутрикризисные новообразования:

1)Оппозиционное отношение к окружающим

2)Негативизм по отношению к родителям

3)Противоречивое настроение (от самоуверенности до ощущения неуверенности в себе)

4)Эмоциональная неустойчивость (вспыльчивость, грубость, агрессивность)

5)Юношеский максимализм (крайность требований к миру, жизни, людям

6)Подростковый эгоцентризм (сосредоточенность

мыслей, чувств, желаний на себе)

7)Жажда новых впечатлений (пробуют табак, алкоголь)

Послекризисные новообразования

1)Волевые качества

2)Устойчивый круг интересов, друзей

3)Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками

4)Интеллектуализация познавательных процессов (восприятие, внимание, память определяются мышлением)

5)Рефлексивность (способность личности выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством сравнения образа своего «Я» с какими-либо событиями, личностями)

Техники конструктивного общения родителей с подростками.

1. Поддержка

Функция: формирование уверенности в себе, крепление самооценки.

знак внимания в ситуации неуспеха «Я верю в тебя, у тебя всё получится», «Ты сумеешь преодолеть трудности», «Я горжусь тобой», «На ошибках учатся» (опора на сильные стороны, а не на промахи).

2. Активное слушание

Функция: позволяет подростку ощутить собственную значимость и нужность

— контакт глазами, использование вопросов на понимание того, что говорит подросток, парафраз («Я правильно понял …?»), озвучивание чувств («Тебя огорчила ситуация …», «Ты чувствуешь себя растерянным»).

3. Я — высказывание

Функция: конструктивное выражение родителем негативных эмоций без оскорбления подростка.

Алгоритм построения:

1)Безоценочное описание ситуации, вызвавшей негативные эмоции «Когда я вижу огрызки на журнальном столике …», «Когда ты не предупреждаешь меня, что задержишься …»

2)Описание чувства, которое вы испытываете «… я чувствую злость, раздражение …», «… я беспокоюсь …»

3)Называние причин ваших эмоций «… потому что мы договаривались о том, что …»

4)Предпочтительный выход из ситуации «… мне бы хотелось, чтобы огрызки выбрасывались в мусорное ведро», «… я рассчитываю, что ты будешь предупреждать меня о том, что задержишься»

Способы повышения учебной мотивации.

1. Обсуждайте с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

3. Разговаривайте с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.

4. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

5. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

6. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

7. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело.

8. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

9. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

Подготовила педагог-психолог Серебрякова О. А.