Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… Поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением.
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий» (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему. К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).
К внутренним причинам неуспеваемости на сегодняшний день относят: дефекты здоровья школьников, низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности. И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».
На индивидуальном подходе к учащимся основывается педагогический принцип доступности и посильности обучения. При реализации этого принципа учитель должен знать и учитывать индивидуально- психологические особенности ребенка, ту совокупность факторов, которые могут помешать учиться успешно. Сегодня в школах достаточно много учеников имеющих проблемы с обучением. Преодоление неуспеваемости встаёт важнейшей задачей школы.
Одним из способов работы с неуспевающими детьми может быть составление и реализация индивидуальных маршрутов сопроводждения.
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка, учащегося 7 класса, имеющего неуспеваемость по 3 предметам по итогам 1 четверти
Фамилия Имя ребенка
Возраст
Время выполнения: ноябрь-декабрь 2015г
Цель: Помощь обучающемуся в преодолении неуспеваемости по конкретным предметам.
Задачи:
-
Выявление причин школьной неуспешности.
-
Включение ребёнка в группу по оказанию психологической поддержки.
-
Усиление контроля за готовностью учащегося к урокам.
-
Повышение психологической компетенции родителей, через просветительскую деятельность (проведение индивидуальных консультаций, родительского всеобуча).
Ожидаемые результаты реализации работы с данным неуспевающим учеником: снижение количества пропусков уроков без уважительных причин. Удовлетворительные оценки по итогам 2 четверти по всем учебным предметам.
План сопровождения ребёнка во 2 четверти.
месяц |
Содержание работы по сопровождению |
||
с родителями |
с ребёнком |
с педагогами |
|
ноябрь |
14.11.15 индивидуальная беседа с родителями (планирование режима дня ребёнка, домашний контроль) 25.11.15 родительский всеобуч по теме: «Плохие оценки: что делать, если ребёнок не хочет или не может учиться. Формирование ответственного отношения к учёбе» к учёбе» Своевременное информирование родителей о пропуске уроков без уважительных причин |
Выявление причин неуспешности ребёнка(методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева, модификация А.М.Прихожан) Индивидуальные беседы с ребёнком (1 раз в неделю) Проверка записи домашних заданий в дневнике ( пн, чт) Проверка готовности к уроку ( наличие всех учебных принадлежностей, выполненные дом. задания по предметам русский яз, литература, английский) Включение ребёнка в группу для занятий с психологом по формированию эффективной учебной деятельности. |
Сбор информации о ребенке на основе анализа личного дела ребёнка собеседования с классным руководителем, учителем — предметником. План работы учителя-предметника с учеником по ликвидации задолженности. |
декабрь |
Беседа с родителями: «Соблюдение режима дня. Подготовка домашних заданий. Что стало лучше, в чём есть сложности» Проверка росписи родителей в дневнике ребёнка за текущие оценки. Встреча с учителями предметиками (русский яз., английский)- при необходимости. Консультация психолога (при необходимости) |
наблюдение за ребёнком во время уроков, на переменах. Проверка записи домашних заданий в дневнике ( пн, чт) Проверка готовности к уроку ( наличие всех учебных принадлежностей, выполненные дом. задания по предметам русский яз, литература, английский) Сопровождение ребёнка на доп. занятия к учителям -предметикам (по необходимости) Ведение дневника наблюдения. |
Контроль за выполнением плана работы с неуспевающим учеником учителя-предметника. Контроль количества пропущенных уроков по журналу. Проверка успеваемости по школьному журнал. Контроль за своевременным выставлением оценок. |
Подготовила социальный педагог Фурсова Т.Ю.